понедельник, 3 сентября 2012 г.

История кукол

Что значит слово кукла?
В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного.
У Дмитрия Николаевича Ушакова кукла значится, как:
1. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений
 2. Бездушное, безжизненное существо.
Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так:
1. Детская игрушка в виде фигурки человека
 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром
3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело
Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Прикрепленное изображение


В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.
Прикрепленное изображение
На рисунке: 1 — человеческая голова из кости мамонта, найденная в Дольних Вестоницах, Моравия; 2 — человеческая фигурка, вырезанная на кости, оттуда же; 3 — фигурка мужчины из кости мамонта (а — спереди, б — сзади ив — сбоку), Брно. Все скульптуры относятся к граветтской фазе ориньякской эпохи.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева или корня, кукурузный початок, который девочки нянчили как детей.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров.
Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног.  Парики выполнены из ниток унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском.
 Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э.  Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек.
Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из терракоты ( в переводе с греческого - обожженной глины), дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток, веревок,  и палок.
Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки.
 Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.
Очень популярным товаром были куклы на рынке Древнего Рима. Из саркофага императрицы Марии, жены императора Гонориуса (384-423 г.н.э.),была извлечена великолепная кукла из слоновой кости.
В Ростовской области, в археологическом музее-заповеднике Танаис, хранится культовая и театральная кукла Маккус, выполненная из терракоты и относящиеся ко 2 в.н.э.
В Средние века за немецким городом Нюрнберг закрепилась репутация города Игрушек. В Нюрнбергских летописях 1413, 1465 гг. упоминаются имена куклоделов Отто и Месса. Вслед за Нюрнбергом кукольное дело стало процветать в Аугсбурге и Ульме. Первое время изготовление игрушек считалось свободным ремеслом, не закрепленным строго за каким – нибудь цехом. Самые искусные мастера занимались этим делом в качестве не основного занятия, а им приходилось пользоваться своими навыками токарного ремесла, ювелирного ремесла, работы по дереву, металлу, бронзе и олову. Позднее цеховое разделение распространилось и на кукольную индустрию: плотник делал кукольную мебель, гончар - посуду, ювелир – украшения.
Прикрепленное изображение
Кукла глины , Нюрнберг, 1450 г.

Со средних веков Франция стала лидировать как законодательница мод. Кукол, одетых по последней французской моде лучшими придворными портными, рассылали ко дворам всех Европейских королевств как послов моды.
Но как бы там ни было, так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок. Обидно, согласитесь. Меж тем, взрослые для своих кукол не скупились. Для них придумывали поистине драгоценные наряды, в которых использовались и драгоценные камни, и жемчуг, и золотые нити. А технологии их изготовления не уступали порой по сложностям «военным технологиям» тех времен.
Прикрепленное изображение
Кукла испанская, 16 век

 Что интересно, слабое развитие коммуникаций привело к тому, что в разных странах сформировались свои, уникальные методы изготовления кукол, порой очень непохожие на соседские методы.
В Англии, например, куклы делали сначала целиком из дерева. Это была очень тонкая и кропотливая работа, требующая очень высокой квалификации. Резчики-кукольники были наперечет, а их продукция стоила безумно дорого. Поэтому технологию довольно быстро упростили. Сначала вырезали грубый образ из дерева. Потом покрывали его гипсом, из которого и формировали окончательные тонкие черты. Затем раскрашивали масляными красками. Неудивительно, что детям такие куклы не доставались — в слабеньких детских ручках такое изделие не прожило бы и суток.
Прикрепленное изображение
Кукольный домик, Утрехт 1670 г.

А вот в Германии в те же древние времена делали совсем иначе. Куклы лепили из воска. Они были очень хороши, наверное, не хуже чем у мадам Тюссо. Но вот вы доверили бы ребенку для игры восковую куклу? То-то и оно! А Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. И понятное дело, что взрослые не могли уступить детям право игры с такими чудесными игрушками. Но прогресс требовал своего, и в конце XVIII века кукольники наконец занялись поисками подходящего материала для кукол, дешевого, но качественного. Не получилось.


Прикрепленное изображение
Кукла  английская, 17 век
Прикрепленное изображение
Кукла немецкая, 17 век
Прикрепленное изображение
Кукла немецкая, 18 век
Экспериментировали долго, количество изобретенных материалов перевалило за несколько десятков, но ни один не был хорош. Сейчас даже названия тех материалов не сохранились.
 В роли спасителя выступила промышленность, придумавшая папье-маше для изготовления форм для отливок. Этот материал оказался настолько хорош для изготовления кукол, что сейчас только с ними и ассоциируется. Из фабричных ворот хлынул поток кукол из папье-маше. Они были всем хороши — стоили дешево, годились для массового производства и были очень хорошего качества. Но имели один недостаток — для детской игры они не годились, потому что боялись влаги и были очень непрочны.

Прикрепленное изображение

Кукла французская,18 век


Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
За XVIII веком закрепилась слава эры механических игрушек.
И только во второй половине девятнадцатого века французские кукольники додумались до двух вещей: первое — ребенку, в общем-то, не важно, что там у куклы под платьем, главное, чтобы голова куклы была «настоящая». А второе… вторым открытием было то, что относительно дешевый грубый неглазированный фарфор, именуемый профессионалами емким словом «бисквит» удивительно напоминает по фактуре человеческую кожу. Мир захлестнула волна относительно недорогих, но восхитительных детских кукол с головками из «бисквита», которые удивительно напоминали живых людей. Дети, наконец, смогли удовлетворить свою многовековую тоску по настоящей кукле.
Прикрепленное изображение

Кукла Bebe Jumeau, 1880-e (Франция).
В 1880-х мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из неглазированного фарфора "Bebe Jumeau" - очаровательной малышки с огромными глазами и толстенькими ножками. Bebe, появившаяся на свет в 1850-ых, резко отличалась от своих предшественниц тем, что впервые изображала маленькую девочку, и позволяла своим хозяйкам играть и ухаживать за ней, как за ребенком (до этого большинство кукол представляли взрослых). Для них издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки нарядов для Bebe, сумочек и шляп, ботиночек и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их подопечные даже заговорили: фабриканты встраивали в их тела специальные звуковые механизмы.


Bru Jne Bebe, 1870
В 19 веке искусство кукол совершенствовалось. Всемирно известны куклы прошлого века, таких марок как «Жюмо», «Бру», «Кэммер и Райнхард»,«Кестнер», «Саймон и Хальбиг». Продолжателями их традиций стали ведущие современные компании – производители кукол: французская фирма «Мундиа», немецкая – «Вальтерсхаузен». Эти компании выпускают специальные серии, воспроизводящие старинные куклы.


  История куклы в России  

С незапамятных времен закрепились за куклой магическая и охранительная функции. Очевидна ее связь с персонажем языческой мифологии - Богиней-Матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Кукла -как -символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
В Воронежской губернии их преподносили молодоженам в качестве подарка. Подарят куклу и скажут "Чтобы дети у вас были хорошие да много".
Благожелательным символом, знаком счастья и прибыли, пожеланием потомства были в Калужской губернии "домашние семейные куклы", которых делали на масленицу в домах, где жили молодожены.
Такая небольшая тряпичная кукла держала на руках ребенка. Этих кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны. Их сжигали на костре, как большое соломенное чучело, а хранили много лет.
Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку.
Из истории появления кукол
В 18-19 вв. производились куклы известные на весь мир своей изысканностью и долговечностью. Существовало множество типажей кукол – важные барыни и гусары, кормилицы с младенцами, чинно кланяющиеся франты и барышни и многие другие. Куклам давали меткие названия – прозвища по какой либо примете. Например, Талиями звались куклы, имевшие тонкую изящную фигурку, длинные платья из желтой и розовой марли, блестящие клеенчатые башмачки – все в кукле выдавало облик модной горожанки. Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России
– ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Игрушка, похожая на русскую матрешку, была и в Японии, она изображала седоусого старичка Даруму и состояла из пяти фигурок,вставленных одна в другую. Как гласит одна из легенд, известный русский художник Сергей Малютин держал в руках расписное яйцо и японскую
игрушку. Эти две разные игрушки, сделанные на разных концах Земли,навели его на интересную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку. По просьбе художника токарь В. Звездочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском сарафане, в ней прятались еще семь фигурок, одна другой меньше..


  Современная кукла


В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств.
В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий.
Педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!

Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности.
И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла.
Детализация кукол порой достигает предела. Так, например, появились так называемые Expression dolls. Лица этих кукол - яркое выражение определенных эмоций. Иногда чересчур утрированное. Они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Иногда имеют старательно прорисованные дефекты внешности - прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Неофициальное их название - «страшные куклы», поскольку часто они представляют собой весьма отталкивающее зрелище.
У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».
Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике могут воспроизводиться различные эмоции, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить!

Источник http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html  ,  http://milaiakukla.ru/istoriakukol/stat/kukinfo3.html  ,  просторы инета


4 комментария:

  1. Татьяна, поскольку Вам и мого ответа там наверное так не видно, напишу тут :) Не беспокойтесь :) Просто очень много комментов к записи, поэтому, что бы увидеть все, нужно нажать слово "еще" под записью, скорее всего это придётся сделать 2 раза :) И тогда все увидите :)
    Да, и спасибо за экскурс в историю кукол, почитаю на досуге полностью, а пока тпросмотрела фото, уже очень интересно :)

    ОтветитьУдалить
  2. Ой спасибо Марин...а то и правда переживать начала)))) думаю. что же такое....
    И давайте перейдем на ТЫ))) так легче общаться))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот переживать то и не стоит))) И конечно перейдём, мне тоже так проще будет)))

      Удалить